Трансферное ценообразование
16.02.2014Сегодня к трансфертному ценообразованию обращено пристальное внимание налоговых органов не только в Украине, но и во всем мире. Причин тому много:
Порядок «попадания» под трансфертное ценообразование или какие операции являются контролируемыми с 1.09 2013г. будет регулировать пп. 39.2.1. Налогового кодекса Украины. Лишь недавно, спустя почти три месяца, Миндоходов постаралось закрыть большинство белых пятен в статье 39 НКУ, утвердив своим приказом от 22.11.2013 г. № 699 Обобщающую налоговую консультацию по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства о трансфертном ценообразовании.
Мы не будем останавливаться на основных положениях и терминологии относительно ТЦ, которые были законодательно закреплены в 2013 году в Налоговом кодексе Украины и в приказах Миндоходов касательно этого вопроса, но хотим обратить Ваше внимание на некоторые практические аспекты, которые, возможно, помогут создать условия, которые защитят компании от штрафных санкций при налоговых проверках сделок с взаимозависимыми лицами.
Самое меньшее, что нужно делать налогоплательщику в этом направлении, — это:
1. Сформировать для ответственных сотрудников, которые будут заниматься этим вопросом, четкий алгоритм определения контролируемых операций для целей трансфертного ценообразования.
Алгоритм первого этапа инвентаризации текущих контролируемых сделок должен включать в себя:
• построение модели движения товаров (работ, услуг, имущественных прав) и денежных средств внутри группы взаимозависимых лиц, а также во внешнеторговых сделках;
• определение факторов, влияющих на ценообразование в контролируемых сделках, перечня источников информации и т.п.;
• общая проверка обоснованности применяемых цен (выявление ключевых факторов риска без детального анализа и расчета цены);
• подготовка предложений руководству Группы по изменению хозяйственных процессов и документооборота, связанных с контролируемыми сделками.
Для того, чтобы найти у себя контролируемые операции, необходимо сделать следующее:
-
— отобрать операции, общая сумма которых с каждым контрагентом равна или превышает 50 миллионов гривен (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий календарный год;
-
— из отобранных операций выбрать только операции с теми контрагентами, которые указаны в пп. 39.2.1. НКУ (связанные лица — нерезиденты; нерезиденты из страны со ставкой налога на прибыль (корпоративного налога) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине (с учетом Перечня КМУ); связанные лица — резиденты, которые показали убытки за предыдущий год, находятся на специальных режимах налогообложения, уплачивают НДС и прибыль не по базовой ставке или не были плательщиками этих налогов на начало года).
Как мы и предполагали, в 2013 году учитывается стоимостный критерий операций с каждым контрагентом за весь календарный год – с 1 января по 31 декабря 2013 года. Вместе с тем в Отчете о контролируемых операциях плательщикам нужно будет отражать только операции, осуществленные в период действия нового законодательства о ТЦО – с 1 сентября по 31 декабря 2013 года.
2. Создать документацию по контролируемым сделкам, на основании которой будет формироваться Отчет о контролируемых операциях за 2013 год.
В соответствии с пп.39.4.2 ст.39 НКУ первый срок, до которого отчет должен быть сформирован и подан, — 1 мая 2014 года, в электронной форме. Однако, учитывая масштабность работы, которую следует провести для создания документации и формирования такого отчета — мешкать с её началом нельзя. Стоит обратить внимание, что за непредставление такой отчетности грозят большие штрафы — 5% от общей суммы контролируемых операций. Причем освобождение от этого штрафа не предусмотрено даже в течение переходного периода, то есть до 30 сентября 2014 года, когда штрафные санкции за занижение налоговых обязательств в связи с нарушением правил трансфертного ценообразования более чем невелики (они установлены в размере 1 грн.).
К моменту подготовки первой отчетности Компания должна быть готова представить необходимые документы по обоснованию наиболее рисковых операций, по которым налоговые органы могут обратиться в первую очередь, а также провести первичные учетные изменения, которые снизят риски по ТЦО.
3. Осуществлять анализ контролируемых сделок.
Недостаточно создать первоначальный комплект документации, необходимо на регулярной основе проводить анализ проводимых сделок на соответствие их критериям, по которым они станут контролируемыми.
Когда практика ТЦО в Украине устоится, будут понятны логика и подходы налоговых органов и все законодательные ограничения и требования будут прописаны, Компания может перейти к постановке системного учета ТЦО и его автоматизации.
Но создание процедуры контроля трансфертных цен и автоматизации этого процесса в Компании как системный и постоянный подход нужно начинать уже в 2014 году.
Данный этап включает в себя:
• построение процедуры анализа условий контрактов в части более детального описания функций сторон и принимаемых на себя рисков, а также порядка определения контрактной цены;
• разработка и внедрение внутренних положений, касающихся договорных отношений между участниками группы (положения о внутренней кооперации, рыночные стратегии, маркетинговая политика и т.д.);
• формализация процессов получения необходимой информации, касающейся хозяйственных операций, от структурных подразделений;
• проведение иных необходимых действий.
4. Быть готовыми к налоговой проверке.
Как всегда, проверка может прийтись на самый неподходящий период. Согласно мировой статистике, каждая пятая проверка по вопросам трансфертного ценообразования приводит к дополнительным налоговым начислениям. Поэтому у вас должна быть подготовлена не только документация, но и сценарий на случай проведения проверки.
В этом сценарии должны быть предусмотрены следующие моменты:
-
— Кто на предприятии будет ответственным за взаимодействие с проверяющим лицом (стандартный подход с точки зрения безопасности). Необходимо составить инструкцию для сотрудников, занимающихся вопросами трансфертного ценообразования о том, как вести себя в случае проверки. Должен быть составлен четкий список документов, которые могут требовать проверяющие, а также лиц, отвечающих за их предоставление.
-
— Организовать грамотное хранение данных для оперативного поиска необходимой информации.
-
— Провести своевременный сертифицированный аудит по вопросу правильности составления и подачи отчета о контролируемых операциях. Профессиональные аудиторы проверят ваш документооборот, порядок составления отчета и укажут, какие ошибки нужно исправить для уменьшения налоговых рисков.